Обращаясь к собравшимся, в своем докладе полпред сообщил об итогах первых месяцев своей работы на территории округа.
Как было озвучено, в ходе неоднократных рабочих встреч с Председателем Правительства Российской Федерации Михаилом Мишустиным были скоординированы направления основных усилий, определен порядок взаимодействия с членами Правительства и руководителями профильных министерств.
По результатам встреч с членами правительства и руководством ПАО «Сбербанк» и ПАО «Ростелеком» были достигнуты договоренности об участии Северо-Кавказского федерального округа в качестве «пилотного» во всех наиболее значимых проектах, реализуемых Минкомсвязи России. Например, речь идет о создании двух центров управления регионами по образцу аналогичного центра в Московской области. Сформированы «цифровые команды» в субъектах округа и подготовлено проведение их тестирования в порядке, предусмотренном для заместителей руководителей федеральных органов исполнительной власти.
«Широкое внедрение технологий «цифровизации» позволит ускорить процессы социально-экономического развития и обеспечит открытость принимаемых управленческих решений, снижая риски коррупционных проявлений.
В этих целях проведены переговоры с руководством Росфинмониторинга и Казначейства России, сформированы единые подходы по мониторингу и противодействию незаконным финансовым операциям, а также по координации проведения контрольных мероприятий, в первую очередь, при расходовании государственных средств», - подчеркнул Юрий Чайка.
Вместе с тем, по словам полпреда, на Северном Кавказе продолжают сохраняться долговременные проблемы, которые ведут к существенному отставанию основных показателей развития субъектов округа от среднероссийского уровня.
В первую очередь, это безработица. В СКФО фиксируется самый высокий уровень среди федеральных округов – 12,2% (по РФ – 5,0%).
Во-вторых, – неблагополучная ситуация с уровнем доходов населения. На начало 2020 года денежные доходы и потребительские расходы в расчете на душу населения сформировались на уровне ниже среднероссийского на 26 и 22 процента соответственно. Низкий уровень денежных доходов населения обусловлен низким размером заработной платы.
По данным Росстата в марте 2020 г. среднемесячная заработная плата одного работника составляла 58,6% от среднероссийского показателя. Следствием является низкая платежеспособность населения, образующая высокую задолженность по различного рода платежам и, в первую очередь, за жилищно-коммунальные услуги.
Так, например, задолженность населения за потребленные электроэнергию и газ на 1 апреля текущего года составила более 12 и 71 млрд. рублей соответственно.
Совместно с руководителями «Газпрома» и «Россетей» прорабатываются предложения о реализации мер, направленных на снижение задолженности.
В-третьих, – имеется ряд накопленных проблем в реальном секторе экономики.
Показатели консолидированных бюджетов субъектов округа стабильно демонстрируют низкий уровень самообеспеченности. Валовый региональный продукт в пересчете на душу населения более чем в 2,9 раза ниже среднероссийского. Без активной инвестиционной деятельности невозможно обеспечить рост валового регионального продукта.
В предыдущие годы, объем инвестиций в основной капитал на душу населения более чем в 2 раза отставал от среднероссийского показателя.
«Указанные проблемы являлись предметом рассмотрения оперативного совещания Совета Безопасности Российской Федерации в апреле текущего года. По результатам совещания были приняты комплексные, масштабные решения, направленные на выработку и скорейшую реализацию мер по улучшению социально-экономической и общественно-политической ситуации в округе.
Населению важно видеть быстрые и реальные сдвиги в развитии экономики, поэтому нами предпринимаются активные меры по привлечению инвесторов в субъекты округа в различных сегментах экономики.
Во взаимодействии с руководителями «Газпрома», «Россетей», «Сбербанка» и «Ростелекома» проработаны вопросы реализации на территории субъектов округа ряда инвестиционных проектов, в том числе «Умный город», «Энергоэффективные технологии», «Разметка данных» и ряда других, направленных на обеспечение социально-экономического развития субъектов округа и его инфраструктурное развитие.
Несмотря на ситуацию с распространением новой коронавирусной инфекции, все ранее достигнутые договоренности по социально-экономическому развитию и реализации инвестиционных проектов сохранили свою силу. Работа по указанным вопросам будет продолжена, и это позволит уже в ближайшее время получить конкретные результаты, чтобы наши граждане как можно скорее ощутили реальное улучшение качества жизни.
Вместе с тем немаловажное значение в развитии округа составляют и вопросы среднесрочного и долгосрочного планирования.
Счетная палата Российской Федерации по данному направлению разработала и реализовала мощный инструмент взаимодействия. В качестве яркого примера такой деятельности приведу стратегическую сессию «О приоритетах развития Северного Кавказа», состоявшуюся по нашей совместной с Алексеем Леонидовичем Кудриным инициативе.
В ходе проведенной сессии обсуждались вопросы совершенствования государственного управления на Северном Кавказе, задачи развития, проблемы и пути их решения. Такой формат получил положительный отклик у участников сессии. Было принято решение продолжить эту работу и тиражировать опыта в субъектах округа.
Одновременно представляется целесообразным при актуализации Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года учесть цели и целевые показатели, предусмотренные Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», а также положения разработанного Правительством Российской Федерации общенационального плана действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в ней.
Аппарат полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе, Правительство Российской Федерации, главы и органы исполнительной власти субъектов округа всегда совместно решали задачи по развитию сфер общественной жизни округа.
Такой подход должен сохраняться и впредь.
Только командная работа позволит обеспечить решение всех прорывных задач развития, определенных Главой государства», - обозначил свою позицию Юрий Чайка.
В ходе совещания с участием глав субъектов округа обсуждены вопросы совершенствования системы мер, направленных на развитие СКФО.